Проект "Национальная идея России"                                                         

все публикации ...


Назад             

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ

 

2.2 Духовные основы национальной идеи России

 

 

         Национальная идея России – то, что сейчас так необходимо России в условиях резко меняющейся и не в лучшую сторону ситуации, - есть тот принцип, который призван объединить все российское общество и указать и всему обществу, и каждой отдельной личности историческую и личную перспективу. Национальная идея России не есть что-то придуманное наподобие экономических, политических, философских учений, а есть то состояние души всего российского общества, которое призвано вывести Россию из того кризисного состояния, в котором она сейчас находится. Национальная идея России это принцип, объясняющий ее прошлое, определяющий ее настоящее и предуготовляющий ее будущее.

         Уже в течение длительного времени в России разрастается личностный кризис. Истоки этого кризиса лежат в далеком прошлом, и он охватывает не только Россию, но и весь мир. Сущностью этого личностного кризиса является все больший отход жизни человеческой личности по законам души и все большее подчинение ее законам материального мира. Это подчинение жизни личности законам материального мира происходит самыми различными способами, но результатом этого подчинения неизменно является одно – превращение человека в предмет материального мира, нравственная деградация и последующие за этим природные, экономические, политические, технологические и другие катастрофы. Разрастание этих катастроф в будущем приведет весь мир на грань глобальной катастрофы – гибели всего живого и всей материальной культуры человечества. 

         Личностный кризис, охвативший сейчас Россию, может привести к распаду России на ряд полунезависимых друг от друга и центра регионов, живущих каждый своей собственной жизнью и исчезновению России с геополитической карты мира как самостоятельного государства. Для недопущения такого развития событий России нужна национальная идея – тот принцип, который может обеспечить преодоление личностного кризиса в России и занятие Россией того места в мире, которое ей по праву принадлежит – место мирового лидера.

         Национальная идея, являясь состоянием души, не может быть познана теми методами познания, которые имеются в естествознании и гуманитарных науках. Сущностью всех используемых в естествознании и гуманитарных науках методов является исследование окружающего мира посредством внешних органов чувств и рационального мышления. Однако состояние души не может быть наблюдаемо посредством внешних органов чувств – непосредственно или посредством приборов, - ибо внешние органы чувств и приборы принадлежат материальному миру. Состояние души, конечно, отражается в материальном мире в виде тех или иных состояний человеческих органов, но такое познание состояния души является опосредованным и весьма затруднительным. Наилучшим и адекватным способом познания состояния души является непосредственное осознание этого состояния.

         Каждый человек способен непосредственно в той или иной мере осознавать состояние своей души. «На душе легко», «душа тоскует» - вот примеры непосредственного осознания человеком состояния своей души.

         Осознание состояния души, т.е. духовное познание, известно человеку с самых ранних времен существования человечества. Различные исторические, культурные, религиозные памятники свидетельствуют о духовном познании, существовавшем в далеком прошлом. Однако со временем духовное познание постепенно вытеснялось рациональным и сейчас мы живем в мире, где господствующим методом познания является рациональное познание.

         Однако национальная идея как состояние души является именно таким объектом познания, для исследования которого необходимо духовное познание.

         Духовное познание национальной идеи это познание состояния души многих, а не одного человека. Но человек непосредственно способен осознавать не только состояние своей души, но и состояние души очень многих людей. Конечно, каждый человек имеет свое индивидуальное состояние души и это состояние может меняться. Но среди этих изменяющихся состояний души есть такое, которое присуще очень многим людям. То состояние души, которое присуще душам подавляющего большинства россиян и является национальной идеей.

         Это общее состояние души – национальная идея, - тем или иным образом, так или иначе, проявляется в жизни – и отдельного человека и всего общества. Тогда задача поиска национальной идеи - общего состояния души многих людей, - заключается в нахождении внешних проявлений этого общего состояния души и определение его духовного смысла, т.е. того состояния души, которое и создало это проявление.

         Это проявление общего состояния души – национальная идея, - является таким внешним проявлением, которое создается очень многими людьми, т.е. крупными историческими событиями. В истории происходит много тех или иных, больших или малых исторических событий и все эти события создаются людьми, движимыми теми или иными побуждениями. Но в любом случае каждое из таких событий создается по воле людей. И каждое из таких событий является проявлением состояния души многих людей.

         Национальная идея как состояние души является состоянием души большинства членов общества и проявляется это состояние в таких исторических событиях, в которых принимает участие большинство членов общества. И среди этих общенациональных исторических событий наиболее ясно и ярко выражают национальную идею такие события, которые являются переломными в жизни всего общества. Ведь именно такие события требуют от всего общества наибольших усилий – внешних и внутренних, - и именно в этих исторических событиях общество имеет это общее духовное состояние, выраженное в наибольшей степени.

         Таким образом, основой поиска национальной идеи России является рассмотрение крупных исторических событий, меняющих ход исторического развития России. В качестве таких крупных исторических событий могут быть выбраны реформы Петра I, революция 1917 года и демократические реформы 90-х годов. Безусловно, выбор крупных исторических событий не является однозначным и в качестве крупных исторических событий могут и должны быть рассмотрены и другие, но здесь будут рассмотрены только эти три.

         Каждое из приведенных выше крупных исторических событий имеет много аспектов, но здесь все они будут рассматриваться с точки зрения определения того общего состояния души, которое имел общество в период протекания этих крупных исторических событий.

         Рассмотрим реформы Петра I. Общепринятым пониманием реформ Петра I, является представление о том, что Петр I, «прорубил окно в Европу». И это действительно так. Но «прорубание окна в Европу» невозможно было без участия в этом историческом событии тем или иным образом населения практически всей России. Но и это еще не все. Население России не только участвовало по воле Петра I, в этом крупном и значительном историческом событии, но и большая часть населения России сама активно стремилась участвовать в нем. И это активное участие большого количества людей в реформах Петра I и есть явное, и яркое проявление того общего состояния души, которое было не только у тех людей, которые сами активно стремились участвовать в реформах Петра I, но и подавляющей части всех сословий России.

         Стремление к проявлению личностной активности – вот что было общим состоянием души большинства членов российского общества. И проводимые Петром I реформы как раз дали возможность реализации этого общего состояния души, внутреннего устремления. Таким образом, духовной сущностью реформ Петра I было стремительное развитие личности большинства членов общества, что как раз и означало признание ценности каждой человеческой личности. Это признание выражалась самыми разными способами – от предоставления возможности образования и активной общественной деятельности до выдвижения на руководящие посты люде незнатных, не принадлежащих к элите современного им общества.

         Духовный потенциал реформ Петра I, т.е. активизация накопленной личностной активности населения России оказался столь высоким, что это обеспечило дальнейшее развитие России на многие десятилетия и после Петра I  и только к началу 20 века, постепенно накапливающиеся негативные тенденции в жизни России привели к практически полной остановке личностного развития, что вызвало появление в обществе сначала реформаторских, а затем и революционных настроений.

         Революция 1917 года – второе крупное историческое событие в нашем рассмотрении проявления общего состояния души, - не было следствием слабости репрессивного аппарата тогдашней Российской империи, а была закономерным следствием того личностного кризиса, который охватил всю Россию, включая и царствующую династию. Да и сами люди, организовавшие и осуществлявшие революционную деятельность были не только продуктом этого личностного кризиса, но более того – кризисные проявления в личностном развитии они сделали одним из принципов своей революционной деятельности, а затем и жизнедеятельности созданного ими советского государства, что и привело к распаду СССР в 1991 году.

         Личностный кризис, охвативший Российскую империю и достигший наибольшего обострения к началу 20 века заключался в почти полном пренебрежении элитой тогдашнего Российского общества интересами подданных Российской империи. Выстроенная «вертикаль власти» исключала не только всякую возможность личностного развития в тогдашней Российской империи, но и любая попытка проявления личностного развития рассматривалась как бунт и беспощадно подавлялась. К концу царствования Николая II началось уже подавление личности не только живущих современников, но и  личности будущих поколений, т.к. основным принципом внутренней политики Николая II было возвращение к принципам царствования 17 века.

         Февральская революция 1917 года была не следствием отсутствия хлеба в Петербурге, что вызвало сначала возмущение, а затем и революционные выступления. В феврале 1917 года в обществе произошло ясное осознание того, что люди в Российской империи не нужны правящей верхушке, ясное осознание пренебрежения их личностями. Не отсутствие хлеба в Петербурге, а отсутствие внимания со стороны властей к личностям людей – вот что было истинной причиной личностного возмущения и последовавшей за этим революцией.

         Буржуазная революция не смогла преодолеть личностный кризис, оставленный в наследство Российской империей, т. к. едва придя к власти новое российское правительство вместо предоставления истинной свободы своим гражданам – свободы личностного развития, - стало вести внутрипартийную борьбу за перераспределение государственных постов и, тем самым, за политическую и экономическую власть.

         Октябрьская революция 1917 года не была уж столь неизбежной, как это пытаются представить теоретики марксизма-ленинизма. Октябрьская революция 1917 года была лишь одной из возможных альтернатив развития событий, причем не самым вероятным. Наибольшую вероятность революции октября 1917 года придали действия самого временного правительства  и, прежде всего лично Керенского. Керенский вовсе не был «опереточным» диктатором, спавшим на царских кроватях. Личность Керенского сама несла в себе тот же личностный кризис, который несла в себе личность Николая II и который заключался в полном пренебрежении личностями других граждан, несмотря на всю демократическую мишуру месяцев его правления.

         Не получив своего разрешения в февральской революции 1917 года личностный кризис в России быстро достиг нового обострения, что и привело к новой революции в октябре 1917 года.

         Октябрьская революция 1917 года в корне отличалась от февральской революции 1917 и не только тем, что она была гораздо лучше организованна и спланирована, но и тем  - и это главное, - она предложила обществу некоторую возможность выхода из личностного кризиса.

         «Свобода, равенство, братство! – были не только лозунгом новой революции, но, в действительности, и указывали путь выхода из личностного кризиса в Российской империи, а затем и республике. «Свобода, равенство, братство» воспринимались в обществе как провозглашение возможности личностного развития. Именно это – в конечном счете, - обеспечило несмотря ни на что поддержку новой революции в обществе достаточную для того, что бы захватить, а затем и удержать власть.

         Ленин в действительности не был таким кровавым тираном, которым пытаются представить его в современной демократической России. Как и многие революционеры тогда он верил, что именно марксизм-ленинизм способен вывести человечество из того тупика, в котором оно уже оказалось к началу 20 века и в котором все больше и больше запутывается в начале 21 века. Однако, являясь продуктом своей эпохи он и выход из этого тупика представлял себе в соответствии с общим умонастроением своего времени, а умонастроение той эпохи было уже сугубо материалистическим, т.е. попросту изгоняющим духовное из картины мироздания. Между тезисом «Сознание есть высшая форма организованной материи» и положением, что люди живут в грешном материальном мире, а БОГ обитает где-то на небесах разницы большой, в действительности, нет. Борьба с религией в советской России, а затем уже и в СССР была в действительности борьбой двух материальных властей – государственной и церковной, - и по своей сути ничем не отличалась от сносов колоколов с церквей в период реформ Петра I. Личностный кризис происходил и в церкви и, несмотря на духовное подвижничество многих прославленных и неизвестных святых церковь не смогла предотвратить катастрофическое нарастание личностного кризиса в Российской империи – и в российском обществе, и в самой правящей династии.

         Несмотря на сугубо материалистический менталитет советского общества идеи «Свободы.Равенста.Братства»  были действительно национальной идеей советского общества. Эти идеи существовали в советском обществе несмотря на все материальные трудности и политические потрясения, потому что это были идеи личностного развития, но на достаточно тонком духовном плане – достаточно тонком для того, что бы их не затрагивали никакие материальные потрясения.

         Однако возможность личностного развития на тонком духовном плане существовала не очень долго и личностный кризис в СССР начал снова разрастаться.

         Причиной нового обострения личностного кризиса в СССР была не деятельность западных спецслужб и не гонка вооружений, отвлекающая огромные ресурсы в и без того небогато живущей стране. Причиной разрастания личностного кризиса в СССР была деятельность самой правящей партии, а точнее ее ЦК.

         Ни внутрипартийная борьба, ни экономические трудности не могли подорвать национальную идею СССР, существовавшую на тонком духовном плане. Никакие идеологические диверсии не носили разрушительного характера, т.к. строились на представлениях Западной цивилизации, т.е. на сугубо материалистических принципах. Подрыв и ослабление национальной идеи СССР –«Свободы.Равенства.Братства.», - начало проводить само руководство ЦК КПСС и причины здесь в следующем.

         Внутрипартийная борьба, существовавшая в партии начиная с ее основания в 1903 году, носила, в действительности, смысл не борьбы за власть в партии, а была проявление того личностного кризиса, который существовал в российской империи и продуктом которого – во многом, - являлись и сами революционеры. Сущностью этого личностного кризиса было подавление личностного развития. Вот это подавление личностного развития и происходило в начале в подпольных марксистских кружках, а затем и в руководстве правящей в СССР партии.

         Бескомпромиссность Ленина была не только следствием его личной веры в марксизм, подчас действительно глубокого анализа и понимания ситуации, но и во многом неосознанным стремлением просто подавить личность своего оппонента. Человек действительно большого ума и огромной энергии он для достижения своих целей не останавливался перед личностным подавлением своих оппонентов, тогда, когда это ему было необходимо.

         Последователи и приверженцы Ленина, не обладавшие такими огромными личностными способностями, как у Ленина, переняли у него, в основном, именно этот стиль руководства. И наиболее преуспел в этом Сталин.

         Сталин не только поставил принцип подавления личности своих единомышленников в качестве одного из основных методов руководства партией. Он сделал этот принцип подавления личности основным принципом в управлении гражданами СССР. Первые несколько десятилетний реализации этого принципа в управлении страной не могли ослабить и подорвать национальную идею СССР «Свобода.Равенсто,Братство». Даже разоблачение культа личности Сталина не затронуло, в целом, национальную идею СССР. Действительный кризис национальной идеи начался с приходом к власти Брежнева и заключался в постепенной подмене идейных основ жизни советского общества «Свобода.Равество.Братство» сугубо материалистическими принципами, выражавшимися в повсеместно насаждаемой бюрократии, псевдопланировании и замене идейных принципов материальным стимулированием самого разного вида. Крах СССР насупил задолго до его фактического распада. «Брежневский застой» был внешним выражением полной остановки личностного развития в СССР.

         Реформы Горбачева при всей их противоречивости были в действительности попыткой вернуться к прежним, идейным методам в управлении и партией, и страной. Однако перестройки сознания не произошло потому, что сам Горбачев был – при всех его положительных, реформаторских начинаниях, - продуктом кризисной системы советско-партийного управления и пытался проводить перестройку не затрагивая самих кризисных проявлений, которая несла его собственная личность. Надежды и оживление в обществе в первые годы перестройки, ясно показывающие необходимость перемен и, прежде всего в отношении к человеческой личности вскоре сменились еще большим личностным кризисом. Общество начало осознавать себя обманутым в своих глубинных надеждах.

         Попытка августовского 1991 года выступления и была следствием того, что большая часть общества уже отвернулась от Горбачева и он потерял ту морально-нравственную опору своей политики, которую имел в первые годы перестройки.

         Последовавшая за распадом СССР «демократизация» общества означала дальнейшее разрастание личностного кризиса в России. Действительной «шоковой терапией» для сознания российского общества был крах перестройки и связывавшихся с ней надежд на справедливое и гуманное переустройство общества. Личностный кризис в России стал более глубоким, чем был в СССР так как крах перестройки подорвал надежду очень многих людей на возможность организации жизни на принципах ценности человеческой личности.

         Именно в этих условиях небольшая группа «реформаторов» и смогла провести необходимые им «демократические» преобразования, т.к. не встретила никакого морального сопротивления в обществе и не встречает до сих пор.

         Нынешнее российское общество находится в полностью нравственно дезориентированном состоянии. Сохраняющееся в течение всех лет «демократических» реформ противостояние левой оппозиции и либерально-демократического большинства не есть результат сознательного выбора общества, четко представляющего себе свои социально-политические ориентиры, а результат неосознанного стремления людей приобрести хоть какую-то социально-политическую ориентацию.

         Действительной перестройкой сознания и демократическими реформами в жизни общества является возрождение российского общества на принципах национальной идеи, т.е. ценности каждой человеческой личности.

         Годы реформ показали, что общество все больше отходит – несмотря на непростую социально-политическую ситуацию в стране, - от принципов советского социализма и во все большей степени отторгает принципы буржуазной демократии. Национальная идея России – признание ценности каждой человеческой личности, - продолжает существовать несмотря ни на что в душах россиян и требует своего ясного и отчетливого осознания. Осознание национальной идеи России каждой личностью, каждым общественным движением должна происходить по-своему, сугубо индивидуально. Национальная идея России – признание ценности каждой человеческой личности, - имеет множество самых разных аспектов и каждая личность, каждое общественное движение будут осознавать и реализовывать в жизни те или иные аспекты национальной идеи. И реализация национальной идеи России всем российским обществом приведет к тому, что основным принципом жизнедеятельности и государства, и общества будут сохранение и развитие этой основной ценности – каждой человеческой личности.